Об изменениях положений, касающихся реестра недобросовестных поставщиков, вступающих в силу с 1 июля 2022 года
Уважаемые руководители!
В целях методологического сопровождения деятельности заказчиков Свердловской области, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ), Департамент государственных закупок Свердловской области сообщает следующее.
С 1 июля 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также в постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства РФ от 23.05.2022 № 937) (далее – Постановление № 2571) в отношении положений, касающихся реестра недобросовестных поставщиков (далее – РНП).
1. Новое требование к участникам закупки.
Расширен предмет регулирования Постановления № 2571: помимо дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указанным постановлением установлено новое требование к участникам закупки (подпункт «б» пункта 1 Постановления № 2571), заключающееся в следующем:
если заказчиком не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ (отсутствие информации об участнике закупки в РНП), то заказчик обязан установить следующее требование:
«отсутствие в предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера».
Тем самым законодатель устанавливает запрет на участие в закупках поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – поставщик), которые отказались от исполнения контрактов в связи с тем, что в отношении заказчика, с которым заключен контракт, иностранными государствами введены политические или экономические санкции и (или) меры ограничительного характера. Указанная норма, в частности, направлена на то, чтобы контракты, заключенные с такими заказчиками, продолжали исполняться до полного их завершения.
Если заказчиком установлено требование в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, то требование, предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 2571, дополнительно не устанавливается, поскольку установленное требование по отношении к новому требованию является более широким и запрещает участие в закупках любых лиц, включенных в РНП по любому основанию.
В связи с изменением предмета регулирования Постановления № 2571 также внесены изменения в его наименование (это необходимо учесть при подготовке извещения об осуществлении закупки).
Разъяснения по установлению нового требования к участникам закупки даны в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.06.2022 № 24-01-09/61077 (прилагается).
Обращаем внимание, что согласно позиции Минфина России, новое требование к участникам закупки необходимо устанавливать при закупке любых товаров, работ, услуг как конкурентным способом, так и при заключении контракта с единственным поставщиком, начиная с 1 июля 2022 года.
2. Особенности направления и включения сведений в РНП (внесены изменения в статьи 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
2.1. В РНП включается информация об участниках закупки, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ранее на этапе исполнения контракта в РНП включалась информация о поставщиках, с которыми контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта) (часть 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Тем самым расширяются случаи, при которых поставщик может быть включен в РНП.
2.2. В случае, если поставщик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик обязан направить в ФАС России (его территориальное управление) (далее – ФАС) обращение о включении информации о таком поставщике в РНП (далее – обращение) (часть 22.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
ФАС при поступлении от заказчика обращения осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика от исполнения контракта. При наличии таких фактов поставщик включается в РНП (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
2.3. Изменены сроки для направления в ФАС обращения о включении информации об участнике закупки (поставщике) в РНП (часть 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):
1) при уклонении от заключения контракта – в день размещения в ЕИС протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта (подпункт «б» пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
2) при одностороннем отказе заказчика (поставщика) от исполнения контакта – не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика (поставщика) об одностороннем отказе от исполнения контракта (части 16 и 22.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);
3) при расторжении контракта по решению суда – не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта (часть 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Прошу учесть данную информацию и руководствоваться при подготовке и осуществлении закупок, а также довести до сведения подведомственных учреждений (предприятий).
Директор Департамента Н.В. Халуева